Bard - Справка

[Начало] [Индекс]

Преобразователь форматов


В программе есть два модуля, отвечающих за преобразования. Это "Преобразователь форматов" и панель "Драйвера преобразований". Если вам нужно преобразовать звуковые файлы из одного формата в другой, используйте "преобразователь", о котором рассказывается в данном разделе. К панели "Драйвера преобразований" стоит обратиться, если возникли проблемы с "преобразователем".

Закладку преобразователя форматов можно создать, нажав или кнопку на полосе закладок или нажав Ctrl-Shift-C.

Элементарные действия можно выполнить, руководствуясь инструкцией, которая показана в левой нижней части окна. Дополнительные детали объясняются далее.

Основные термины

Звук в файлах бывает упакованный (сжатый) и неупакованный. Упакованный занимает гораздо меньше места и удобнее для копирования, распространения, неупакованный - для редактирования.

Программы, которые упаковывают (сжимают) и распаковывают звук, делятся на:

Если не уточняется, к какому из трех типов относится программа, то говорят "кодек".

Кодеки могут быть в виде отдельных программ, подпрограмм, драйверов или библиотек. Если это драйвер, то его называют ACM-драйвером. ACM - Audio Compression Manager - часть операционной системы, которая занимается упаковкой/распаковкой звукозаписей. ACM-драйвер хорош тем, что он доступен всем программам и через многие интерфейсы (acm, waveOut, DirectSound). Список ACM-драйверов, установленных в вашей системе можно посмотреть в панели "Драйвера преобразований".

Bard использует три типа кодеков:

  1. Собственный встроенный кодек для формата Bard.
  2. Системные ACM-драйвера (предоставляет пользователю единообразный интерфейс к ним).
  3. Стороннюю библиотеку FFmpeg (предоставляет пользователю единообразный интерфейс к ней).

Первые два типа кодеков позволяют преобразовывать и проигрывать звук, третий тип - только преобразовывать (бывают и проигрыватели, но не в Bard-e). В библиотеке FFmpeg очень широкий выбор кодеков и все - бесплатные и легальные.

Порядок действий по шагам

Сначала надо выбрать входной и выходной файлы. Для ускорения выбора входного файла есть несколько команд в меню "Файл" [File] или просто кнопка в верхней части закладки. Вы можете выбрать сразу множество файлов, если вы предполагаете, что все они имеют примерно одинаковый формат.

Выбрав файлы, нажмите кнопку "Анализ". Под ней должен появиться список подходящих преобразований (помеченных зелеными значками). Если список пуст, значит никакие преобразования невозможны. Причин может быть три: либо файл не звуковой, либо испорченный, либо он имеет какой-то очень редкий, необычный формат. Кстати, файлы в формате MIDI не считаются звуковыми, в них записан не звук, а ноты.

Выберите в списке нужное преобразование. Если написано "кодер", это значит, что файл будет преобразован из формата PCM в другой формат. Если написано "декодер", это значит, что файл будет преобразован в формат PCM из другого формата.

Далее выберите выходной файл. Для ускорения выбора выходного файла есть кнопка "Авто" [Auto] - она просто заменит расширение.

Если вы преобразовываете сразу несколько файлов, тогда в этом поле надо написать "схему" генерации имен новых файлов. Напишите там обычный путь, но вместо имени файла поставьте символ "%". При преобразовании на место этого символа будет подставлено имя входного файла без расширения.

Например, если входной файл:

D:/temp/bell.wav,

а схема выглядит как

D:/temp/%.mp3,

то в результате получится файл

D:/temp/bell.mp3.

Более сложный пример. Входной файл:

D:/temp/bell.wav,

схема:

C:/MyMusic/ff%.2.mp3,

получится файл:

C:/MyMusic/ffbell.2.mp3.

Как только вы введете все перечисленные данные, нажимайте кнопку "Преобразовать!" [Convert!]. Обычно преобразование в формат PCM идет быстро, а обратное - намного медленнее.

Назначение некоторых элементов управления

Кнопки "Прослушать..." позволяют сравнить на слух исходный файл и результат. Правда, звук не будет слышен, если нет подходящего ACM-драйвера. Кнопки "Редактировать..." позволяют сразу открыть этот файл в звуковом редакторе.

"Удалить блок ID3v1" [Exclude ID3v1] - Установка этой пометки уберет из файла информацию в формате ID3v1. Эта информация обычно находится в конце файла и содержит текст, в котором указано название песни, альбом, copyright и т.п. Исключение этого блока данных может быть необходимо, если какой-нибудь проигрыватель "щелкает" в конце исполнения.

"Удалить блок ID3v2" [Exclude ID3v2] - Установка этой пометки уберет из файла информацию в формате ID3v2. Эта информация обычно находится в начале файла и содержит текст, в котором указано название песни, альбом, copyright и т.п. Исключение этого блока данных может быть необходимо, если какой-нибудь проигрыватель не может загрузить файл.

"Удалить блоки INFO" [Exclude INFO] - Установка этой пометки уберет из файла информацию в формате RIFF-INFO. Эта информация обычно находится в конце файла и содержит текст, в котором указано название песни, альбом, copyright и т.п. Исключение этого блока данных может потребоваться, например, если от всей песни остался какой-то отдельный звук, остальное вырезано звуковым редактором. Тогда это, очевидно, уже не будет песней, и подобная информация станет бессмысленной.

"Удалить все неизвестное" [Exclude Unknown] - Установка этой пометки уберет из файла любые блоки данных, не распознанные данным преобразователем. Это может потребоваться, если в какой-нибудь программе происходят сбои из-за этих блоков.

"Удалить все, кроме звука" [Exclude Not Sound] - Установка этой пометки уберет из файла любые блоки данных, которые не являются необходимыми для проигрывания. Это может потребоваться, чтобы сократить размер файла.

Возможные проблемы и их устранение

- Проблема: При попытке преобразовать файл в формат OGG происходит Access Violation.

- Решение: В некоторых версиях кодека OGG Vorbis есть ошибка, из-за которой такие проблемы возникают, когда вы пытаетесь преобразовать звук формата PCM mono в звук формата OGG. При этом со stereo все в порядке. Преобразуйте сначала из формата PCM mono в формат PCM stereo, а потом его в OGG.

- Проблема: Не могу преобразовать из формата 1 в формат 2.

- Решение: Попробуйте преобразовать в два шага: сначала из формата 1 в формат PCM, потом из формата PCM в формат 2.

- Проблема: WinAmp не хочет проигрывать файл с форматом звука MP3.

- Решение: Поставьте для файла расширение mp3.

- Проблема: WinAmp не хочет проигрывать файл с форматом звука Ogg.

- Решение: Во-первых, поставьте для файла расширение ogg. Во-вторых, не все версии WinAmp понимают этот формат. Например, версия 5.35 понимает, но только та, что Full, а не та, что Light. Бывает "плагин" для Ogg для WinAmp. В-третьих, возможно, мешает дополнительная информация в файле. Попробуйте при преобразовании выставить пометки "Exclude ID3v1" и "Exclude ID3v2".

- Проблема: проигрыватель не хочет проигрывать файл с форматом звука Ogg.

- Решение: Загляните внутрь файла. Если он начинается с букв "flac", то это не формат Ogg, а формат FLAC. Очень хороший формат в том смысле, что хорошо сжимает и без потери качества. К сожалению, далеко не все программы умеют воспроизводить такие файлы. Например, WinAmp требует особый плагин.

- Проблема: проигрыватель не хочет проигрывать файл с форматом звука Bard.

- Решение: данный формат предназначен только для программы Bard. Преобразуйте его в формат PCM, потом - в любой подходящий.

Обзор форматов

Краткий обзор разных форматов и их возможностей представлен здесь, ниже все расписано подробнее.

Формат Расширение Что содержит Рекомендуемый кодер Рекомендуемый декодер Что с ним может сделать Bard
RIFF/PCM wav несжатый 8-ми или 16-битный звук см. формат, в который надо закодировать уже декодирован воспроизводить, исследовать, создавать, редактировать, преобразовывать в формат Bard, упаковывать
Bard bard несжатый 16-ти или 32-битный звук встроенный Bard встроенный Bard воспроизводить, исследовать, создавать, редактировать, преобразовывать в формат PCM,
RIFF/DLS dls несжатые 16-битные образцы звучания разных музыкальных инструментов нет нет воспроизводить, исследовать, извлекать образцы
RIFF/AVI, MP4, MKV avi, mp4, mkv... сжатое видео и сжатый звук нет подходящий из FFmpeg извлечь звук в отдельный файл
RIFF/ADPCM wav слабо сжатый звук MS ADPCM MS ADPCM воспроизводить, распаковывать
MP3 mp3 сильно сжатый с потерями звук FFmpeg [libmp3lame] FFmpeg [mp3] воспроизводить, распаковывать
MP2 mp2 сильно сжатый с потерями звук FFmpeg [mp2] FFmpeg [mp2] распаковывать
Ogg ogg сильно сжатый с потерями звук FFmpeg [libvorbis] FFmpeg [vorbis] воспроизводить, распаковывать
FLAC ogg сильно сжатый без потерь звук FFmpeg [flac] FFmpeg [flac] распаковывать

Примечания

Немного терминологических тонкостей. RIFF - это формат-"контейнер", "оболочка", универсальный формат, не рассчитанный на какой-то определенный тип данных. Он предназначен для того, чтобы внутрь него класть данные "блоками": здесь - звук, здесь - какой-то текст, здесь - видео. Например, файлы с расширением .avi тоже представляют собой RIFF-контейнер и в нем, очевидно, лежат блоки данных с видео.

Так вот, звук, заархивированный в формате MP2, MP3, Ogg имеет собственную структуру - заголовки, блоки, размеры блоков и т.п. Поэтому для него не нужно дополнительной оболочки, хотя бывает, что MP3-данные упаковываются в RIFF-контейнер. А звук в формате PCM отдельно лежать никак не должен, поскольку никакого заголовка, специальной структуры для него не предусмотрено, а надо же где-то сохранить хотя бы "стерео" это или "моно". Поэтому звук в формате PCM обязательно кладется в оболочку в формате RIFF. И такой файл имеет, как правило, расширение .wav. Вот почему когда говорят WAV, .wav, PCM, RIFF/PCM, RIFF/WAV, RIFF/WAVE - это все имеют в виду одно и то же.