Работа психики
[предыдущая глава]  [оглавление]  [следующая глава]

Не вся информация, которая попадает в аффекторы, исчезает. Часть ее возвращается назад, в рецепторы. На новом рисунке это изображено пунктирной линией в верхней части схемы.

Простейшим случаем возвращения информации являются ощущения в тот же момент, когда информация передается на эффекторы. Например, если я двигаю рукой, то ощущаю напряжение мышц, вижу движение самой руки и слышу шорох одежды. В сложных случаях подобное возвращение может выглядеть как неожиданные последствия чего-то, сделанного много лет назад.

Если мы что-то пытаемся сделать или сказать, то видим немедленные результаты этого и результаты более или менее отсроченные. Часть из того, что мы видим, слышим и ощущаем является результатом нашей же деятельности, а часть происходит сама по себе. В то же время, мы не знаем досконально все последствия своих действий.

Можно ли выразить сказанное в терминах кибернетики? Да, можно. Сигналы, посланные аффекторами, возвращаются через рецепторы в более или менее искаженном виде ("Если мы что-то пытаемся сделать или сказать, то видим результаты этого") немедленно или через некоторый период времени ("немедленные результаты этого и результаты отсроченные"). Некоторые сигналы не возвращаются ("мы не знаем досконально все последствия своих действий"), а некоторые приходят извне, не имея ничего общего с тем, что послано ("что-то случается без нашего вмешательства").

Таким образом, происходит взаимодействие биокомпьютера с чем-то, что принято называть "внешней средой". Причем, совершенно неважно, что собой представляет эта внешняя среда "на самом деле". Эта идея хорошо отражена в знаменитом фильме "Матрица". Люди, нервная система которых подключена прямиком к компьютеру, представляют себе, что живут в каком-то городе, ходят на работу, рожают детей, а на самом деле все это - иллюзия, на самом деле они питают своей биологической энергией гигантскую электростанцию. Некоторые из них оказались способны проснуться в "заматричном" мире и увидеть правду... Тем не менее, смерть в виртуальном мире, созданном компьютерами матрицы, означает для человека то же самое, что и в заматричном мире: гибель сознания. Личность виртуально погибшего человека полностью стирается, и вместо нее загружается какая-нибудь другая.

Мне кажется, что создатели боевика упустили один красивый сюжетный ход: пробуждающиеся от иллюзии люди оказываются физически все-таки людьми, то есть, хотя бы их представление о собственном теле оказывается не иллюзией. Но можно было бы сделать их какими-нибудь симпатичными зелеными человечками. J Впрочем, в "Матрице-2" был тоже неожиданный сюжетный ход...

В конечном счете нам не дано узнать, что представляет собой внешняя среда "на самом деле". Потому кибернетическая модель нервной системы легко согласуется с любой религией, с любой философией или с полным отсутствием того и другого - она просто не пытается описывать то, что недоступно для описания.

На предыдущей схеме не выделено сознание и подсознание. Обозначение "процессоры" соответствует всей нервной системе, включая и сознание, и подсознание. Давайте уточним схему.

Некоторая часть биокомпьютера выполняет функции сознания, другая часть - функции подсознания. Сигналы рецепторов не сразу достигают сознания, проходя сначала область подсознания. Если сигнал достигает сознания, тогда он становится осознанным ощущением. Если сигнал не достигает сознания, он остается неосознанным ощущением. Похожая ситуация с реакциями. Если сигнал, достигший эффектора, родился внутри сознания, тогда это - сознательная реакция. Если же сигнал родился в подсознании, тогда это - бессознательная реакция. И сознание, и подсознание работают с памятью, хотя информация, записанная в память подсознанием, далеко не всегда оказывается доступна для сознания.

Сходство с компьютером проявляется и здесь. Роль сознания в компьютере играет центральный процессор или процессоры. У человека сознание только одно. Даже у человека, страдающего раздвоением личности, в каждый момент времени господствует только одна из личностей. Роль подсознания в компьютере играют вспомогательные процессоры (сопроцессоры). Так же, как и у человека, не все сигналы, поступающие в компьютер, достигают центрального процессора и не все сигналы, покинувшие компьютер, исходят от центрального процессора. Так же, как и у человека, некоторая часть памяти сопроцессоров остается недоступной для центрального процессора.