Итоги
[предыдущая глава]  [оглавление]  [следующая глава]

Итоги

Подведу основные итоги.

Формализация чувства юмора возможна. Формализация творчества юмориста также возможна.

Решение этих задач основано на решении более простых задач уровня 2. К ним относятся:

Все эти задачи могут быть решены частично, и чувство юмора будет улучшаться по мере того, как решение этих задач будет становиться все полнее.

Решение главной задачи распознавания смешного на основе этих задач выглядит следующим образом.

Существует 6 механизмов, вызывающих улыбку и смех. Смешное, соответственно, делится на шесть видов:


1. Притворное.
2. Рефлекторное.
3. Радость.
4. Аникс.
5. Стеб.
6. Бунт.

Каждый из видов вносит свой вклад, и вклады эти суммируются. Вклады от всех типов, кроме радости и притворного, выражаются положительным числом. Вклад от радости может быть отрицательным, что соответствует печали. Вклад от притворного смешного также может быть отрицательным, что соответствует нежеланию показывать смех. Сумма вкладов определяет интенсивность реакции: от слабой усмешки до долгого хохота. Конкретная величина каждого элемента суммы вычисляется по тому, насколько сильно ситуация соответствует одному из законов. Сила соответствия определяется числовым описанием характера смеющегося, то есть, большей или меньшей его чувствительностью к каждому из элементов в нужном законе.

Из этих типов смешного юмором в обычном понимании являются только аникс, бунт и стеб. Но если имеет место аникс, бунт или стеб, то остальные три вида смешного также вносят свое влияние в силу реакции, поэтому их исключать нельзя.

Формулировка законов для каждого вида смешного:

1. Притворный смех является сознательным. То есть, сначала принимается решение о том, что надо улыбнуться или посмеяться, а потом, следует реакция. И человек хорошо помнит о том, что он принял такое решение.

2. Рефлекторный смех заключается в том, что в ответ на привычное раздражение органов чувств мы отвечаем привычной реакцией. Рассматриваются только простейшие, неабстрактные виды раздражения в соответствии с биологическим термином "рефлекс".

3. Радость образуется в результате получения удовольствия. Печаль образуется в результате противоположных ощущений. Удовольствие и неудовольствия перечисляются явно как физические ощущения и некоторые виды эмоций.

4. Основной закон юмора. Для того, чтобы создать эффект аникса необходимо и достаточно создать у аудитории неожиданность, которая вскоре и резко сменится озарением.

5. Основной закон сатиры. Для того, чтобы создать эффект стеба необходимо и достаточно в не слишком жестокой форме продемонстрировать чью-то слабость.

6. Основной закон бунта. Для того, чтобы создать эффект бунта, необходимо и достаточно продемонстрировать способность легко преодолевать какие-нибудь ограничения, которые обычно трудно или невозможно преодолеть.

Уточнение терминов, использованных в этих законах, см. в соответствующих разделах.

На все вместе в той или иной мере влияет повторение ситуации. На рефлекторное смешное - повторение вызывает закрепление реакции. На радость - повторение вызывает медленное (в течении лет) ослабление реакции. На аникс - исчезновение реакции после 1-2 повторов. На стеб и бунт - исчезновение реакции после десятков повторов. На притворное смешное влияния нет.

Помимо детализации этих закономерностей, вы найдете здесь разбор многих конкретных приемов, которые помогают проявлять остроумие.

Мне не встречались похожие формулировки, определяющие необходимые и достаточные условия для распознавания действия или фразы как остроумной и смешной. За период времени, прошедший от появления первой версии, мне никто ни о чем подобном не рассказал.

Напротив, я постоянно слышу о том, что чувство юмора - штука загадочная, нечто вроде неуловимого движения души. Недавно КВН-щики эдак патетично-удивленно-риторически вопрошали зал: "Кто знает, почему одному человеку смешно, а другому нет? Почему, такая фраза смешна, а такая - нет?". Казалось бы, кому, как не КВН-щикам знать ответ на этот вопрос? Так нет же, они тоже действуют неосознанно, интуитивно!

Что касается меня самого, то для меня оказался откровением тот факт, что половина остроумия основана на чужом унижении. Несомненно это - проявление агрессии. Cтеб требует весьма терпеливого, самокритичного и снисходительно настроенного собеседника. Что бывает не так уж часто. И соответствующего поведения от вас. Но он может быть также средством отпора и возмездия. В остальных случаях лучше стебаться не над присутствующими.

(C) Мирослав Войнаровский, 2003

[предыдущая глава]  [оглавление]  [следующая глава]