Bard - Справка

[Начало] [Индекс]

Спектральный анализ звука


В редакторе звука используйте меню: "Анализ/Синтез" [Analysis/Synthesis] -> "Спектральный анализ" [Specrum Analysis].

Спектральный анализ - сфера, требующая определенных знаний из области математики и физики. Он использует специальный метод расчета, называемый "преобразованием Фурье". Преобразование Фурье рассматривает некоторый звуковой фрагмент и получает на его основе набор простых гармоник, которые (если их сложить) опять создают тот же фрагмент. По этой ссылке есть начальные сведения, но их может оказатся недостаточно для понимания некоторых тонкостей. Подробная информация содержится на сайте автора программы.

В этом разделе рассматривается только спектральный анализ фрагмента, с которым в данный момент работают в звуковом редакторе. Более сложные операции выполняются в специальном окне спектрального анализатора.

Если в записи есть несколько каналов/дорожек, то обычно есть смысл анализировать только одну. Нажмите горячую клавишу "T", чтобы активировать одну нужную дорожку перед анализом. Нажмите "Ctrl-T", чтобы снова активировать все дорожки после анализа.

В меню "Спектральный анализ" есть два варианта команды. Один вариант открывает диалог с большим количеством параметров, второй вариант использует последние параметры или те, что выставлены по-умолчанию. Начинающим лучше использовать второй вариант.

Если анализу подвергается фрагмент, то размер преобразования Фурье соответствует размеру фрагмента. Если анализу подвергается область вокруг маркера (обозначенного двойной вертикальной линией), тогда размер преобразования Фурье берется из опций (доступных в этом же меню). В обе стороны от маркера откладывается половина этого размера. По окончании вычислений открывается закладка спектрального анализатора с полученным спектром. В зависимости от выбора команды может быть открыта новая закладка или обновлена прежняя.

Чем больший фрагмент вы выделите, тем более точный результат получите, но тем больше времени уйдет на вычисления.

В полученном спектре будут перечислены все гармоники звукового сигнала. Каждой гармонике соответствует своя нота. В таблице можно посмотреть, какие ноты звучали в течение этого фрагмента. В таблице приводятся не только ноты, но и их обертоны, поэтому, чтобы понять, какой аккорд звучит, надо отсортировать гармоники по амплитуде и ориентироваться на гармоники с максимальной амплитудой.

Если вам нужна только одна, самая громкая нота, тогда можно воспользоваться соответствующим параметром диалога "показать только максимальную гармонику". Закладка спектрального анализатора в этом случае не будет открываться.

Обратите внимание, что в полученном спектре присутствуют все ноты, которые игрались в заданном фрагменте. То есть, если за время звучания фрагмента там сменилось несколько нот, все они будут присутствовать в спектре. Если вы хотите узнать, какая нота звучит в данный момент, надо аккуратно выделить именно нужный фрагмент (с помощью горячих клавиш Shift-F9 можно прослушивать его для проверки).

Анализ спектра может делаться по двум основным причинам. Первая - для последующей генерации звука. Вторая - для анализа спектра на предмет того, какие ноты (гармоники) в нем содержатся.

В случае, если спектр нужен для последующей генерации, поставьте небольшую отсечку (1-5), не используйте оконную функцию, не используйте опцию "Попытаться восстановить истинные частоты".

В случае, если спектр нужен для последующего анализа, есть смысл применить один из методов устранения рассеивания (размазывания) гармоник. Первый - использовать оконную функцию. Это сделает пики спектра уже и заметнее. Второй - использовать опцию "Попытаться восстановить истинные частоты". Это задействует алгоритм более точного восстановления частот гармоник (но не амплитуд и фаз). Первые два метода можно сочетать. Третий метод - после генерации спектра задействовать дополнительную функцию спектрального анализатора "Убрать размазывание". Она срабатывает реже, зато, если срабатывает, то восстанавливает очень точно и фазы, и амплитуды, и частоты. Но в этом случае два первых метода применять нельзя.