Зачем это нужно?
Зачем это нужно?

Можно ли примененять математическую логику в повседневной жизни? Распространено мнение, что нет. Говорят, что логика в математике слишком формальна, слишком абстрактна. Что реальная жизнь гораздо более многогранна, многолика, неоднозначна. Можно ли логически описать красоту цветка, грацию молодой девушки или радость от рождения первенца?

На самом деле речь идет о давнем заблуждении. Заблуждению этому примерно столько же лет, сколько самой математической логике. Ее основы заложил еще Джон Буль (1815-1864). Едва родившись в середине 19 века, математическая логика стала чем-то вроде сокровенного знания. Понятная лишь посвященным, сопровождаемая насмешками дилетантов, она вот уже 150 лет остается "вещью в себе". Правильно ли это?

Чуть отклонюсь от темы и приведу пару близких по смыслу примеров. Вы идете в магазин. Покупаете сколько-то килограммов капусты. Умножая вес капусты на цену килограмма, вы определяете, сколько денег надо отдать продавцу. Подбираете нужные купюры, складывая в уме их достоинство. Затем, вычитая, рассчитываете в уме сдачу. Действия привычные и обычные для всех. Вы применяете математику и ее конкретный раздел - арифметику.

Другая ситуация. Вы собираетесь купить дачный участок и хотите выяснить его площадь. Вы измеряете его длину и ширину, потом по известным формулам определяете, сколько в нем соток. Чуть менее привычно, но тоже не вызывает никаких сомнений. При этом вы применяете другой раздел математики - геометрию. Таким образом, по крайней мере некоторые разделы математики применяются не только в науке и в работе инженеров, но и в повседневной жизни.

А теперь я дам волю фантазии и выдумаю одну историю.

Покупатель приходит в магазин. На прилавке лежит гора капусты. Ценника нет. Между ним и продавцом происходит такой диалог:

Покупатель: - Почем кило капусты?
Продавец: - Неважно. Выбирайте себе капусту, а мне давайте кошелек.
Покупатель: - Зачем вам мой кошелек?
Продавец: - А зачем вам моя капуста?
Покупатель: - Я хочу ее купить!
Продавец: - Вот и покупайте. Выбирайте у меня кочан, какой нравится. А я выберу у вас в кошельке купюры, которые мне нравятся.
Покупатель: - Но как так можно!? Мало ли сколько денег вы захотите! Я хочу заплатить столько, сколько полагается, и ни копейки больше!
Продавец: - Как вы себе это представляете?
Покупатель: - Скажите, сколько стоит кило капусты. Потом взвесим кочан и я умножу...
Продавец: - Умножите!?!? Бог с Вами, вы что, говорите об арифметике??
Покупатель: - Да, конечно! А что вас так удивило?
Продавец: - Арифметика - это только для всяких чокнутых ученых. Которые слишком далеки от реальной жизни. Витают в каких-то своих теориях. Слыхали: у них что два яблока, что два кирпича - одно и то же. Называют это "числом два" и не видят разницы. Представляете?
Покупатель: - Это же просто число, так удобно считать...
Продавец: - Считать!?!? Вы наверное сам - из этих ученых психов да? Из какой лаборатории вы сбежали? Очнитесь! Попробуйте съесть два кирпича и я погляжу, как вы переломаете все зубы!
Покупатель: - Не хочу я есть кирпичи, я хочу считать кирпичи! Тьфу. То есть капусту!
Продавец: - Вот видите, вы сами не знаете, что хотите. Убирайтесь из моего магазина! Вы бы еще красоту вон той девушки посчитали, ха-ха-ха! Ну и придурки эти ученые!

Не правда ли, подобный диалог выглядит как отрывок из фантастического романа о какой-то планете психов или отрывок романа исторического о дикой и варварской стране? Для современного человека применять арифметику - естественно и нормально. Он отлично понимает, в чем разница между двумя яблоками и двумя кирпичами; почему и то, и другое можно обозначить цифрой 2; но нельзя съесть и то, и другое. Не вызывает вопросов и тот факт, что девушка может быть красивой или нет, но при желании можно и девушек пересчитать, спросив: сколько девушек в вашем селе?

Шутки шутками, а сегодняшняя ситуация с логикой во многом повторяет ситуацию с арифметикой в приведенной сценке. Количество суеверий, связанных с логикой, в современном мире воистину чудовищно - примерно как количество суеверий в астрономии во времена Галилея. Многие общепринятые заблуждения оказываются на поверку такой же сказкой, как то, что Земля плоская, а ученые едят кирпичи.

Когда работаешь программистом, то с логикой имеешь дело постоянно. Логика - это наука о рассуждениях или методика рассуждения. Смысл программирования состоит как раз в том, чтобы научить компьютер рассуждать подобно человеку - пусть не во всем, но хотя бы для каких-то конкретных задач. При этом методы "рассуждения" оказываются самыми разными. Каждый программист тратит определенное время на поиск ошибок в своих и чужих программах. То есть, на поиск ошибок в рассуждениях, в логике. И это тоже накладывает свой отпечаток. Гораздо легче обнаруживаешь логические ошибки и в обычной речи. Лично я всегда пытался искать параллели между компьютерами и человеческим мышлением: составлял программы, которые применяют те же методы, что применял бы человек, решая ту же задачу (и умея считать так же быстро), искал в жизни примеры, похожие на программы. Я был удивлен количеством такого рода параллелей, хотя, конечно, бывают и несовпадения, причем, важные.

Я считаю, что логика в современном мире нужна так же, как арифметика. Как арифметика не позволяет вас обокрасть, так и логика не позволяет вас обмануть. Применение элементов математической логики в обычной речи вполне возможно, если приложить усилия и адаптировать логические системы до уровня, понятного для широкого круга людей - примерно так же, как с арифметикой.

Почему задача популяризации логики назрела именно сегодня? Ответ заключается в нескольких пунктах.

  • Мы живем в таком мире, когда получаем очень много информации из непроверенных источников. Из рекламы, из никем не проверяемых книг, из средств массовой информации, от малознакомых людей. Если мы не хотим быть обманутыми, стоит научиться распознавать ложь. Даже, если такое распознавание будет получаться не всегда, но чаще, чем без применения логики - уже будет полезно.
  • В мире появилось новое быстро растущее государство: Internet. Его общественный строй - самоуправляемая анархия. Его кредо - свобода. Нужно в полной мере использовать открывающиеся возможности, но и оградить себя от неточной или неверной информации, которой в Internet предостаточно.
  • Математическая логика и логика научного метода достаточно развились для того, чтобы сделать очередной шаг: рассмотреть возможность их применения не только в компьютерах, но и в обычном общении.
  • Хотим мы этого или нет, но уже сегодня идет поиск самых разных изощренных методов обмана. Речь не идет о таких сказках, как эффект 25-го кадра, речь идет о вполне открытом обмане: о рекламе, о пропаганде, об избирательных кампаниях. Все знают, что это - обман, но он действует, так как использует определенные методы из области психологии. От этого обмана вполне можно защититься с помощью психологики - то есть, разумного сочетания методов, взятых из психологии и логики.