Фантом терпимости
Фантом терпимости

Продолжаем злобно глумиться над фантомами. На очереди: фантом-терпимость. Предлагаю прочесть один диалог.

Первый: Дважды два равно пять.
Второй: Нет, четыре.
Первый: А я думаю, пять.
Второй: Вы неправы.
Первый: Это вы так думаете.
Второй: Неважно. Проверьте.
Первый: Сами проверьте.
Второй: Я проверял.
Первый: И я проверял. В конце концов, почему вы навязываете мне свое мнение?
Второй: Потому, что оно верное.
Первый: Полноте, будьте терпимее к чужому мнению.
Второй: Я пытаюсь, но это не тот случай...
Первый: Почему вы так уверены? Вы что - непогрешимы?
Второй: Ну уж так уж и непогрешим! Конечно, я могу и ошибаться...
Первый: Вот видите, будьте терпимы к чужому мнению!
Второй: Но ведь оно неверное!
Первый: А мне кажется, что верное. Я же вам не навязываю свое мнение!
Второй: Ну хорошо, думайте как хотите.
Первый: Ладно, оставим эту тему.
Второй: Угу.
Первый: Приятно иметь дело с неупертым человеком. Не желаете пива?
Второй: Пива? Пожалуй! Почем?
Первый: Бутылка - две гривны.
Второй: Хорошо, беру две бутылки.
Первый: С вас пять гривен.
Второй: Но ведь две бутылки по две гривны - это четыре гривны?
Первый: Ну вот, опять вы за свое!

С детства нас приучают к терпимости. Вы не должны дразнить рыжего. Вы не должны смеяться над местным дурачком. Над слишком толстыми или слишом тонкими. Вы не должны обзывать представителя другой национальности обидной кличкой. Вы не должны смеяться над гомосексуалистом. Над человеком другого вероисповедания. Вы не должны... вы не должны...

Нам внушают идею о том, что другие люди имеют право на свое мнение, на свои убеждения и на свои вкусы. И эти мнения, убеждения и вкусы не обязаны совпадать с вашими. Это - разумный принцип.

Но задумывались ли вы когда-нибудь над вопросом:

где грань между терпимостью и наивностью?

Граница проходит между истиной и ложью. Допустим, вы соглашаетесь с тем, что некто имеет право на свое суждение, отличное от вашего. Теперь спросите себя: почему это суждение отличается от вашего? Есть два варианта.

Первый - потому, что суждение относительно. Например, вы - мужчина, и потому вам юбка не нужна. Но вашей жене нужна. Оба мнения разумные, но разные.

Второй - потому, что суждение ложно. В этом случае, проявляя терпимость, вы мысленно переносите его из разряда "нет, это - неправда" в разряд "нет, но, может быть, в этом что-то есть". Небольшое изменение. Незначительное до поры до времени. Пока не понадобится заплатить пять гривен вместо четырех.

Когда я слышу о терпимости, я сразу настораживаюсь. А не признак ли это того, что человек неуверен в своих словах? Если вы уверены в своих словах, то вам ни к чему вставать в позу и с пафосом вспоминать о терпимости. Вы просто приведете весомые аргументы. В том диалоге "первый" не пожелал еще разок проверить умножение.

В приведенном примере жулик попытался получить немедленную материальную выгоду из своей риторики. Но этот случай - нарочито утрированное глумление над обывательским пониманием терпимости. В жизни фантом-терпимость часто не дает сколько-нибудь заметной выгоды. В жизни утверждения, подкрепленные фантомом-терпимости, часто бывают далеко не так очевидно ошибочны, как "дважды два пять". Фантом лежит, словно ржавая мина, оставшаяся со времен войны, ожидая своего часа. Отметка "нет, но, может быть, в этом что-то есть" со временем легко может превратиться в "да, я кажется слышал о чем-то подобном".

Когда вы слышите слово "терпимость", проверьте: не пытаются ли вам подсунуть под приятно пахнущим соусом "терпимости" тухлую рыбу?