Научный метод
[предыдущая глава]  [оглавление]  [следующая глава]

Понятие научного метода - очень просто, если разгрести многочисленные фантомы вокруг него. Откуда возникли эти фантомы? А оттуда, что наука, похоже, является единственным источником надежных знаний о земном мире. Не все готовы смириться с таким положением и пытаются ослабить как доверие к науке, так и саму науку. Если грамотные и образованные люди будут легко отличать правду от полуправды, а полуправду от лжи, то их будет трудно обманывать. И управлять ими будет трудно. И кормить иллюзиями вместо свободы - тоже. Не всем это выгодно, далеко не всем.

Вот рисунок, поясняющий простую cхему научного метода, очищенную от всяческих суеверий:

Понятия, которые я сейчас буду использовать, могут показаться не очень научными. Именно так. Ведь я попытаюсь рассказать о научном методе так, чтобы это было ясно и не ученому. Ученый или инженер и без моих пояснений прекрасно понимают, что такое наука, и как она работает. Но иногда можно заметить ситуацию: какой-нибудь физик или математик испытывает большие затруднения, когда вынужден объяснить идею науки верующему, школьнику или человеку искусства.

Если вы - очень въедливый человек, захотите углубиться в подробности и детали, тогда посмотрите инвариантную модель мышления (ИММ). ИММ - это четкая система понятий, которая позволяет достичь взаимопонимания людям, независимо от того, какой религии или философии они придерживаются. Там рассматриваются такие термины, как разум, память, мысль, ощущение, подсознание и многие другие. С одной стороны, ИММ очень формальна. С другой стороны, она изложена языком, который (я надеюсь) может понять любой школьник. Здесь я продублирую только отдельные пункты. Объяснение многих утверждений, которые на первый взгляд могут показаться спорными, смотрите в ИММ.

В центре изображены внутренние мысли человека. Самые разные: эмоции, рассуждения, воспоминания, фантазия. Стрелки, идущие снизу вверх, изображают ощущения. Ощущения - это сигналы, которые поступают в мозг через органы чувств. Стрелки, идущие сверху вниз, изображают действия. Действия - это сигналы, которые идут от мозга к мышцам и проводят в движение руки, ноги, голосовые связки и все остальное.

Заметьте, я не нарисовал "внешний мир". Это ни к чему. Схема ассиметрична. Ученый может верить в Бога или в Матрицу, в объективную реальность или в вселенский эфир. И оставаться ученым. К научному методу эти домыслы не имеют прямого отношения.

Люди имеют обыкновение улучшать себя. Чтобы улучшить чувства, создаются разнообразные измерительные приборы и датчики. Чтобы улучшить действия, изобретаются всякие машины и инструменты. Чтобы улучшить мысли, делаются компьютеры и пишутся книги. Человек окружает себя этими предметами, которые по своему назначению являются продолжением его тела.

Теперь вернемся к схеме. Вы видите дугу, которая идет от одного ощущения к другому через мысли. Эта дуга обозначена как "прогноз". Прогноз - это предсказание будущих мыслей, действий или ощущений по известным из прошлого мыслям, действиям и ощущениям. Прогноз состоит из следующий. Надо рассмотреть настоящий момент времени, а также знания из прошлого. Они составляют как бы условия задачи, начальные данные. Этот момент показан самой крайней слева стрелкой с пометкой "сейчас". Затем надо представить себе, что мы желаем в будущем, через некоторое время. Это - наша цель. Будущая ситуация показана самой крайней справа стрелкой с пометкой "цель". Имея знания о прошлом и настоящем, и имея представление о нашей цели в будущем, мы должны определить действия, которые должны предпринять для достижения цели. На рисунке они показаны промежуточными стрелками, направленными сверху вниз. Эти действия составляют план. По мере движения к цели мы будем получать разные ощущения. На рисунке они показаны промежуточными стрелками, направленными снизу вверх. По этим ощущениям мы можем судить о том, приближаемся ли мы к цели, развиваются ли события так, как мы планировали.

Прогноз - это обнаружение действий, которые ведут от некоторого состояния к цели.

Понятно, что чем лучше мы умеем строить прогнозы, тем лучше мы умеем достигать своих целей. Но для того, чтобы построить правильный прогноз, надо уметь предсказывать события на некоторое время вперед. Как? С помощью чего? Конечно, с помощью собственных мозгов. А мозги при этом следуют какому-нибудь методу или приему, которому обучены.

Эти методы будем называть "теориями". Теории естественно разделить на три части. Первая - это то, что происходит у нас в голове, мысли, воображение, рассуждения, и так далее. Эта часть называется "моделью". Второе - это то, что мы хотим спрогнозировать: действия и ощущения, в том числе ощущения, связанные с конечным результатом. Эта вторая часть называется "экспериментом". Наконец, третье - это область применимости (или границы применимости). Это - список условий, при которых модель позволяет достаточно точно спрогнозировать ход эксперимента.

То, насколько хорошо данная теория позволяет предсказывать будущее, и называется предсказательной силой теории. Если мы имеем подходящую теорию, тогда мы можем узнать, к чему приведут в будущем те или иные действия. А зная это, мы сможем выбрать среди доступных нам действий такие, которые быстрее и легче приведут к цели.

Теории могут быть разными. Одни точнее, другие надежнее, третьи быстрее. И каждая теория имеет свою область применимости в пределах которой она способна давать полезные прогнозы. Наука - это просто коллекция наиболее точных и надежных теорий, позволяющих прогнозировать будущее. А научный метод - это всего лишь ряд общепринятых требований и соглашений, которые позволяют такие теории находить. Вот, собственно, и все. Довольно просто - не так ли? Следующая глава посвящена ответам на обычные вопросы, связанные с научным методом и наукой. Надо сказать, что все ответы прямо следуют из уже описанной простой цели: коллекционировать самые точные и надежные методы прогнозирования.