Ворчание старого Хомяка. Про стеб.

(C) Sable 2000

Хай, добрый человек! Не человек, говоришь, а спрайт? Да мне все равно. Никогда не сочувствовал ксенофобам. Будем знакомы, меня зовут Соболь. А еще - Хомяк. А еще - кот по имени Хвост. Оборотень, короче. Един, не знаю в скольки лицах. Да не беспокойся, я уже не опасен - не те годы. Садись, поболтаем, если скучно. Может старый оборотень вдруг и расскажет что-то, про что ты, молодой да умный, всегда знал, да только что забыл "-)

Что, сынку, обижают тебя, говоришь? Глумятся, стебаются? И ты не умеешь толком ответить? Ладно, сынку, попробую помочь твоему горю. Так уж и быть, покажу пару приемчиков...

Только учти, чтобы ими хорошо пользоваться, надо накачать тот мускул, что между ушей находится. Да не тыкай ты меня в нос! Я про мозги.

Без мозгов говоришь? Как сказала одна девица: "Я голову не напрягаю, чтобы мозги не вытекли"? Было бы чему вытекать...

Во-первых, заруби себе на носу, что стеб - это словесный поединок. Кто по окончании поединка больше потратит нервов, тот и проиграл. Потому главное - это не остроумие, а настрой. Если на тебя напали внезапно, а ты не готов к поединку, ни в коем случае не отвечай мгновенно! Прежде настройся.

Расслабься. Выдохни. Заставь себя улыбнуться. Скажи себе "все это фигня!". Ну или в этом роде. Действительно, все фигня, кроме жизни и смерти, а уж болтовня в какой-то Игре (пусть и с большой буквы) - тем более. Если все сделаешь правильно, после этого любой удар по тебе будет не страшнее дуновения теплого ветра по шкурке спящего кота.

Теперь пойми, кто перед тобой - враг или нет? Все, кроме самых законченных подлецов и садистов - не враги. Если это враг, подумай еще раз: может с него хватит? Может он не так уж и много сделал тебе зла? Может пора простить? Если же это все-таки враг, смажь свой язык ядом, вспомни запрещенные приемы и да не хватит его инфаркт...

Поединок с врагом и с не с врагом - это как сесть на подушку или голой жопой на ежа. Разница заметна на глаз. Вот некоторые приемы поединка с врагом, которые ни в коем случае нельзя применять к остальным. Если не хочешь, нажить себе еще врагов.

Злобный стеб.

Что ты делаешь, когда хочешь обидеть кого-то? Ругаешься? Матом? Это часто работает. Но это - самое слабое оружие. У многих к нему или устойчивость или неуязвимость. Есть и более опасные приемы.

Бей по ране. Замечай, на какие вещи враг реагирует наиболее болезненно, запоминай их! Целься в них. Врага, близкого к истерике, добивай ударами по ранам. Людей, которые "не обижаются ни на что", не существует. Есть люди, которые говорят о себе так, но они или лгут или имеют в виду, что никогда не показывают обиды.

Помни о своих ранах. Знай свои комплексы, знай, на что ты реагируешь болезненнее всего. Будь готов к тому, что враг догадается о твоих комплексах и ударит по ним. Будь готов пропустить это мимо ушей и сделать вид, что это - вовсе не твой комплекс, создавай у врага иллюзию промаха.

Тогда он никогда не сможет понять тебя, найти твое слабое место. Создавай иногда иллюзии "попадания" - пусть мучается и бьет в кирпичную стену - далеко от твоих ран.

Есть несколько реакций, которые почти безошибочно указывают на попадание по ране. Первое - внезапная злость, хотя до этого враг вел себя относительно спокойно. Второе - смех там, где ничем смешным и не пахнет. Третье - когда враг в любой форме называет тебя дураком ("yae"). Знай об этих реакциях и избегай сам проявлять их.

У мужчин комплексы чаще всего связаны с сексом, физическими недостатками, неудачами в любого сорта соревнованиях и сообразительностью. У женщин - с красотой и возрастом, замужеством, неудачами детей и мужей, с деньгами.

Обобщай. "Ты вообще все время врешь". Слова "вообще", "всегда", "по жизни" и тому подобные - из самых обидных. Не обращай внимание на истинность или ложность обвинений, если их нельзя проверить. Ложные обвинения - даже обиднее.

Никогда не вспоминай свои на него обиды: "а ты меня в прошлый раз назвал земляным червяком". Он вспомнит и порадуется, а ты расстроишься. Напротив, вспоминай случаи когда он был унижен тобой или еще кем-то.

Твоя цель - расстроить врага и получить законное удовольствие от мести.

Грязные методы, не правда ли, сынку? Есть и еще грязнее. У меня язык не поворачивается рассказывать тебе о них... Но на то он и враг. Потому не торопись зачислять в свои враги всех встречных и поперечных. Если есть возможность помириться - мирись. У меня почти нет врагов, и я этим горжусь. Лить грязь на других - значит самому в ней пачкаться. Но если некий отморозок получает от этого удовольствие - не стесняйся ответить ему тем же и знай, как!

Говоришь, ты хороший человек и тебе это не нужно? Если так, то наоборот. Послушай старого, это - то, что тебе нужно знать, чтобы не обидеть ненароком другого. Только все наоборот: знай (или предполагай) раны, комплексы собеседника и не касайся их. Не напоминай о неудачах. Не обобщай. Если ругаешься, то не в адрес человека. Ни в коем случае не критикуй родственников собеседника, даже если он сам это делает.

Говоришь, кто умный, тот поймет, что ты не со зла, а для смеху? То-то и оно, что не умный. Обозленный человек теряет ум. Чем сильнее ты его достал, тем он глупее становится. Так что не надейся на понимание того, кого разозлил. И сам не теряй разум.

Добрый стеб.

А теперь, сынку, давай забудем о врагах. Давай поговорим о добром, дружеском стебе. О том, от чего можно получить удовольствие и самому и порадовать других. Это то, что я называю нормальным стебом среди нормальных людей.

В общем-то искусство нехитрое. Знай несколько основных приемов и комбинируй их. Можешь даже сочинять анекдоты - это не так трудно, как кажется. Анекдот труднее правильно рассказать, чем сочинить.

Возврат.
Простейший прием. Самый слабый, зато работает всегда. "Хомяк, ты - урод". "Сам урод". "Я тебя убил и полутил вчера". "И я тебя убил и полутил позавчера". Неважно, правда это или нет. Как говорится, пи#дить - не мешки ворочать.

Предсказание и ловушка.
Попробуй увлечь соперника в ловушку. Это сильно обескураживает. Пусть он идет в том направлении, куда ты его подталкиваешь, а сам тем временем, обдумывай ответ. Или подталкивай его туда, где смешной ответ придуман заранее. В общем, предскажи его поведение на пару ходов и жди у выхода.

Помнишь пример (С) Кармы? В точности повторить не смогу, но что-то вроде этого: "Как ты относишься к гомосексуальной перверсии - положительно или неотрицательно, а если отрицательно, то активно или пассивно?". Заманите его в ловушку, попросите уточнить, пусть он добавит пару новых заумных фраз на тему извращений. А потом ласково так спроси: "Карма, да ты похоже досконально изучил эту проблему на собственном опыте!? Какая эрудиция! Какой охват! Видно не один раз и в разных позах..."

Каламбур.
Тоже просто, только надо уметь быстро перебирать варианты. Обычно прием неплохо получается у поэтов и писателей, которые привыкли иметь дело со словами. Берешь слово, чуть изменяешь или просто вспоминаешь фразы с этим словом или похожим.

Особенно славно это получается с именами: "Уставился, как Барат на новые Ворота", "Леопольд - подлый трус, обожрался озверина", "Киборг - гробиК" (перестановка букв), "Winger - Finger", "Desdichado - Дездрочадо", "Mencay - минтай", "Havchik - Хавронья". К своему имени человек относится с определенным пиитетом, так что соблюдай меру, применяя каламбуры к именам. Остановись, если разозлил.

Если к имени придраться невозможно, зацепитесь за что угодно: имя жены, название клана, титул, расу, класс или даже просто за какое-нибудь слово в последней брошенной фразе.

Ассоциативные цепочки.
Многие анекдоты и приколы основаны на этом приеме. Что такое ассоциативная цепочка? Представь себе: монах -> поп -> попочка -> попка -> попугай ->... Между словами могут быть совершенно произвольные связи.

Принцип такой: берешь какого-то персонажа или его характерную черту или какой-то его поступок и строишь цепочки. Если натыкаешься на вариант, когда цепочка не очень длинная и на другом конце стоит какое-то забавное слово - выдаешь всю ее со связками в прямом или обратном порядке.

Например. Есть персонаж Сонни -> у него есть рессора -> ассоциация с трактором или грузовиком -> слово грузить или тарахтеть. Ну и скажи ему: "А, Сонни, да ты снова грузишь! Вон с рессорой от грузовика не расстаешься!" или "Сонни, трахтор Белорусь, кончай тарахтеть!".

Фекально-генитальный юмор.
Упоминание половых органов и огранов выделения - для стеба и анекдотов это самое оно! Как сказал бы умник с литфака - основной художественный прием. Само по себе бывает слабовато, но работает всегда - как и возврат. Лучше комбинировать с другими приемами.

Буквальность.
Это когда что-то понимают буквально и доводят до абсурда, развивая тему. Вот пример в сочетании с предыдущим приемом. Скажем, Киборг - он по идее должен быть железный: "Киборг, признайся, ты сам - железный, а яйца - луженые? А член у тебя поднимается, когда надо, домкратом?"

Мат и грубость.
Все слова, состоящие из трех и более слогов, можно "украсить" матерными слогами - проверено. Мат и вообще резкие слова - средство передать и усилить эмоции и настроить собеседника на одну с вами волну. Ругательства - это вроде как хождение по границе запретного, а запретный плод - сам знаешь: сладок.

Вот только границы дозволенного у разных людей - разные. Если он не переносит мат - он не псих, просто значит это слишком сильно для него. Используй чуть более слабые грубости - и он будет писать от восторга :-)

Три закона юмора.

Первый Закон. Юмор - это парадокс (противоречие).

Второй Закон. Сложность парадокса соотноси с сообразительностью аудитории.

Третий Закон. Неожиданность парадокса соотноси с сообразительностью аудитории.

Первый закон - самый главный. Юмор - это умение строить парадоксы. Запомни это. Это - альфа и омега любой шутки, анекдота и так далее. Киборг - железный, но как же он тогда... - парадокс. Сонни грузит и грузовик - похожие слова но разное значение - парадокс. Все цепочки и каламбуры - сочетание разного по смыслу, но близкого по значению - парадоксы. Говорить "жопа" нехорошо, поэтому мы скажем "жопа" - парадокс. Единорог - прекрасное, умное животное. Назовем его именем презренного козла или глупой коровы - парадокс.

Второй закон нужно соблюдать, чтобы люди смеялись. Построй парадокс. Не кажется ли он тебе слишком сложным для твоих слушателей? Если да, упрости, если наоборот, усложни. Добейся средней сложности и они улыбнутся :-) Когда парадокс слишком прост - это плоский или тупой юмор. Когда слишком сложен - заумный или непонятный юмор.

Третий закон нужен, чтобы получить от твоей шутки полную отдачу. Бывает, очень классный парадокс вызывает вялую реакцию. Почему? А потому, что нет повторения или его слишком много. Говорят: "шутка, повторенная много раз - уже не шутка". Это так. Но выдать шутку, никак ее не подотовив - значит зря потратить усилия.

Можно рассказывать анекдот в третий раз и никто не посмеется: нет элемента неожиданности. Можно долго и нудно пересказывать начало анекдота. В результате, слушатели начнут догадываться о том, что будет дальше и неожиданности не будет. Кстати, большинство шуток, которые тут приведены, не смешны. Именно потому, что заранее объясняются. Наконец, можно выдать очень классный анекдот, но совершенно не в тему. Реакция будет слабой - потому, что неожиданность слишком велика.

Поэтому подготавливай шутки. Связывай из с предыдушим разговором. Но никогда не затягивай и не повторяй.

Так что, сынку пора мне в нору. Помни три правила: парадокс, сложность, неожиданность. И не забывай о разнице между ежом и подушкой :-)


Приношу извинения всем персонажам, имена которых были использованы в примерах. Я выбирал имена только тех, кого уважаю за чувство юмора, но на тот случай, если я ошибся - извините :)

О лирики и люди искусства! Простите меня, что я влез со своей компьютерной логикой в святая святых - в юмор и эмоции смеха и препарировал это, словно лягушку на уроке зоологии. Я искренне раскаиваюсь!

Sable